История института Уполномоченного по правам человека

Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». С середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране.  Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г.

Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.​ Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» официально вступил в силу 4 марта 1997 года.

Многие субъекты РФ, в том числе и Ивановская область, пошли по более понятному и привычному пути создания комиссий по правам человека при Губернаторе, копируя соответствующую структуру при Президенте РФ. В Ивановской области такая комиссия была образована в 1998 году под председательством профессора Ивановского государственного университета Э.С. Тенчова. В 2008 году в Уставе Ивановской области появилась 17-я статья «Уполномоченные органы (должности) по правам человека», которая устанавливает, что «в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина законами Ивановской области учреждаются органы (должности) по правам человека».

Региональный Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Ивановской области» был принят в декабре 2010 г., который прошел многомесячное и серьезное общественное и депутатское обсуждение.

27 января 2011 года по представлению Губернатора Ивановской области М.А. Меня в соответствии с Законом Ивановской области от 08.12.2010 г.        № 140-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Ивановской области» постановлением Ивановской областной Думы от 27.01.2011 № 2  на должность первого Уполномоченного по правам человека в Ивановской области был назначен Андрей Юрьевич Кабанов, проработавший до декабря 2013 г.

В целом, институт уполномоченного по правам человека служит своеобразным связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов, выравнивает «баланс сил» государства и общества в области защиты прав и свобод. В то же время, уполномоченный не претендует на то, чтобы заменить собой традиционные органы и механизмы контроля. Основа его работы – критическое сотрудничество с органами власти различных уровней. Уполномоченный противостоит попыткам подорвать или исказить правовой характер государства.

Основные международные обязательства РФ

в области защиты прав человека

Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является Организация Объединенных Наций (ООН). Союз Советских Социалистических Республик был одним из основателей Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. В письме от 24 декабря 1991 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин проинформировал Генерального секретаря о том, что членство Советского Союза в Совете Безопасности и всех других органах Организации Объединенных Наций будет продолжено Российской Федерацией при поддержке 11 стран — членов Содружества Независимых Государств. В рамках ООН разработаны важнейшие международно-правовые акты  по защите прав и свобод человека, фактически установившие международные стандарты в данной области:

      — Всеобщая декларация прав человека 1948 года

В Декларации впервые были разработаны в комплексе не национальные, а общечеловеческие, международные стандарты прав и свобод.

        Всеобщая декларация включает широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье провозглашает,  что  «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах».

        Это уникальный документ и по способу разработки, воплотивший все ценное, что было веками накоплено в доктрине и национальном законодательстве,  и по содержанию, комплексно регламентирующий основные права и свободы,  и по роли в международном нормотворчестве,  являющийся фундаментом всего обширного договорного массива в области прав человека,  и по степени информированности мирового сообщества  (текст Декларации переведен на 370 языков).

       Несмотря на то, что Декларация была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи,  которые,  как известно,  носят рекомендательный характер, всеобщее признание Декларации на современном этапе не вызывает сомнений и позволяет квалифицировать ее положения как обычные нормы общего международного права.

     — Пакты о правах человека 1966 года: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах  

Вслед за принятием Всеобщей Декларации прав человека была начата разработка международных пактов о правах человека: одного – о гражданских и политических правах и другого об экономических, социальных и культурных правах, чтобы придать обязательную юридическую силу правам, провозглашенным в Декларации.

К Международному пакту о гражданских и политических правах имеются два Факультативных протокола:

  • Факультативный протокол, предусматривающий процедуру рассмотрения сообщений о нарушениях государствами-участниками пакта. Принят 16 декабря 1966 года (СССР присоединился к протоколу 5 июля 1991 года).
  • Второй факультативный протокол, направленный на отмену смертной казни. Принят 15 декабря 1989 года (РФ пока не ратифицировала).

     Эти документы вместе с самой Декларацией получили широкую известность под названием Международного билля о правах человека.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Европейский суд по правам человека

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из основных документов Совета Европы.

Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 5 мая 1998 года.

Важность Конвенции обусловлена не только широтой закрепленных в ней прав, но и особым механизмом защиты, созданным в Страсбурге для расследования предполагаемых нарушений и для обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией – Европейским судом по правам человека.

Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Ивановской области были подготовлены методические рекомендации «Как обратиться в Европейский суд по правам человека», в которых разъясняются компетенция Европейского суда, кто имеет право обратиться с жалобой, порядок ее подготовки, а также инструкции для лиц, заполняющих формуляр жалобы в соответствии со ст. 34 Конвенции.